Беседы Георгия Гурджиева с учениками.

Париж 1941-1944

содержание



Встреча 32 (9 декабря 1946)

 
Г.: Кто хочет что-то сказать? Как получается упражнение? Мне интересно знать, в чем вы убедились.

Мадам де З.: Кто убедился в чем-то, что могло бы быть интересным для остальных, относительно упражнения?

Г.: Это может показать, кто и как работает. Хоранд?

Мадам де З.: Тогда высказывайтесь те, кто хочет о чем-то спросить. По очереди.

Г.: Тогда, если вы ни в чем не убедились, это из-за того, что вы не работали. Если вы не работали, то что вы делали? (Мадам де З. повторяет). Мастурбировали. (К мадам де З.) Можно так говорить? Даже если это против хорошего тона?

Мадам де З.: Да, в этом случае – почему нет?

Г.: (К Шефферу) Вы только что приехали, может, у вас есть что сказать? Вы убедились в чем-то?

Шеффер: Я получил результат от первой части упражнения. Что-то происходит в каждом члене тела. Вот чего я не могу добиться, так это склонности. Когда я чувствую что-то – оно воображаемое. Я отказался от любого намеренного действия. Раньше я делал головное усилие. Теперь я этого не делаю.

Г.: Ваша голова должна быть как полицейский. И это все. Вам нужно все время повторять, что вы заняты работой. Этого не нужно забывать.

Шеффер: Так что я жду - что-то должно произойти.

Г.: С помощью ощущения?

Шеффер: Да, скорее чем от искусственного делания. Затем, что до «исчерпывания» - я не очень-то вижу, что в этом может быть. Я иногда чувствую что-то, какое-то шевеление. Я чувствую это, когда нужно тянуть что-нибудь. Вторая фаза намного трудней. И после всего, я не знаю что с этим делать.

Г. Самое важное в начале – это ощущение. Затем, если у вас есть контакт с ощущением, если вы уверились, что чувствуете, вторая важная вещь – каким образом вы выливаете это. До этого момента никто не говорил об этом важном вопросе таким образом.

Эдит: Я убедился в большой необходимости быть расслабленным в жизни.

Г.: Если так, у вас есть наклонность. Только когда вы расслабляетесь сознательно и ваша голова принимает роль полицейского, расслабление имеет ценность. Если вы расслабляетесь полностью – это слабость.

Эдит: Я сознаю, что в общем слишком напряжен.

Г.: Вы не должны расслабляться бессознательно. Только когда вы в пробужденном состоянии, вы должны расслабляться сознательно. Когда вы спите, все расслабляется без вашего участия – в этом нет ценности. Это ваши путы.

Зубер: Сэр, в этом упражнении мне всегда трудны повороты конечностей. С другой стороны, «всасывание» и «выливание» дается легко. Я счастлив, когда делаю их. Больших усилий требует начало упражнения. В жизни из меня «выливается» гораздо больше энергии и силы и у меня есть что-то вроде склонности к этому упражнению; но я часто, если не всегда, наоборот, безумен, какофоничен, гораздо безумней, чем раньше. Я обнаружил кое-что. Это потребность, когда я в постели, замкнуть течение, положив правую ногу на левую и правую руку на левую.

Г.: Как замкнуть течение, как понять? Я говорю вам все то же: не позволяйте своей голове отвлекаться.

Зубер: Это происходит вне всякой воли.

Г.: Тогда зачем это проверять? Зачем говорить об этом? Это навязчивость. Это только даст вам массу шансов оказаться в сумасшедшем доме. Вы никогда не должны делать этого бессознательно. Даже не полусознательно, - вот к чему я призываю вас. Все или ничего. Между этими двумя – только психопатия, навязчивость. Никогда не верьте. Не доверяйте.  Вы очень слабый человек. Если в один момент ваш центр тяжести в вашей голове, потом он движется в солнечное сплетение и т.д., - это мастурбация. Сознательное усилие состоит в том, чтобы дать инициативу всем своим центрам. Это активность. Все остальное – материал для того, чтобы стать кандидатом в сумасшедший дом.

Зубер: Несмотря на то, что вы только что сказали, я думаю, это связано с работой.

Г.: Не знаю. Но я знаю, что этого не должно происходить. Пока не должно. Ничего не ожидайте. Пошлите все остальное к черту. Для вас существует только это упражнение. Выполняйте его, пока не станете полностью спокойным. Все эти комбинации и манипуляции могут прийти позже, но не сейчас.
  Нельзя позволять себе отвлекаться. Это очень опасный момент. С одной стороны, у вас есть сила зафиксировать что-то, и что-то может войти в вас навсегда. Тогда вам придется стать моим пациентом, а я никогда не работаю за суммы меньше чем с тремя английскими нулями, и есть только одно средство справиться с этими вещами – гипноз. А его я не рекомендую.

(Говорит Годе. Г. прерывает его)

  Ваш вопрос ничего не стоит. Ожидайте. Вы недостаточно часто ходите. Вы приходите сюда раз в три месяца. Накопите материал. Для вас эта работа – одна из множества вещей. Вы мешаете своим вопросом. Здесь другой уровень понимания. То, что вы говорите, никого не интересует. Эти люди делают усилия годы и работают серьезно. Своим вопросом вы только мешаете.
  В этом упражнении очень важно понять, как может быть сформирована склонность. Эта вещь, которую вы всасываете, когда дышите. Как? Что это? Это вас не касается. Вы позволяете результату этого течь из легких. Она должна проходить мимо обеих сторон пупка, не касаясь его. Потом, ниже, эти две линии объединяются и оттуда это распространяется по всей сфере половых органов. Вашей мыслью вы должны пройти везде, как если бы вы быстро окрашивали эти места. Вы производите циркуляцию везде.  Оттуда вы движетесь к солнечному сплетению в точности тем же путем. Вы снова поднимаетесь по двум сторонам от пупка немного впереди от грудины. (Г. указывает на периферию солнечного сплетения). Вот так, под кожей. Через спину нельзя пройти к солнечному сплетению. Итак, всегда по передней стороне, с каждой стороны.
  А теперь – насыщение головы. Вы начинаете с копчика, и выходите из этой кости в стороны. Справа и слева от позвоночного столба, по обеим сторонам, этот путь двигается вверх к каждой из половин мозжечка и затем в мозг. (Г. показывает на Чеховиче путь, по которому нужно двигаться (частично), с каждой стороны позвоночника до середины ягодиц). Чтобы вызвать течение в позвоночном столбе, вам сначала нужно делать упражнение, чтобы привыкнуть к ощущениям Кундалини. Знаете, что это такое? Когда-то у нас там был хвост. Это нужно делать только как упражнение, чтобы почувствовать ощущение в этом месте. Делайте упражнение, проходя по обеим сторонам вдоль позвоночника до основания головы (до шейных позвонков). Вы должны чувствовать позвоночник в центре, ощущение должно быть одинаковым с обеих сторон. Сила ощущения также должна быть одинаковой.
  Эти вещи очень важны. Необходимо специально научить себя чувствовать и устанавливать контакт с этим путем. Позже вам будет легче посылать некоторые вещи по этим путям.
  Параллельно с этим упражнением нужна еще одна вещь. Возможно, что кто-то получит некий результат. Но потом этот результат будет исчезать. Чтобы он продолжал существовать, нужно намеренной мыслью сделать одну вещь. В начале и в конце каждого упражнения вы должны сделать вид, принудить себя снова закрыться. Думайте о том, что сделанное остается с вами до следующего раза и что в следующий раз вы получите больше. Вы должны быть уверены: того, что вы имеете, недостаточно. Потом вы снова сознательно закрываетесь. Инстинктивно вы это почувствуете и одно это вам уже поможет. И также желательно помнить о том, чтобы не делать ничего, что могло бы заставить вас сильно эманировать. Если вы действительно хотите накопить эту вещь, вы должны все время находиться в собранном состоянии, - сознательно, бессознательно, инстинктивно.
  Кое-что можно получить, но потом это исчезает. Это никогда не накапливается и не оседает. С одной стороны, это приходит, и с другой – улетучивается к дьяволу. Это как дым сигареты.
   Было бы даже полезно, заканчивая упражнение, каждому произносить свою субъективную молитву и просить свой идеал помочь ему охранять эту вещь до следующего упражнения.
  Если по случайности вы вспоминаете об этом между упражнениями, вы можете повторить свою молитву. Потом вы приучите себя к этому и будете способны помнить об этом всегда. Вы даже преуспеете в том, чтобы заставить фактор напоминания появляться.
  В целом необходимо создавать какие-то автоматические факторы для вспоминания. Вам это нужно, чтобы придать работе качество. Это очень просто. Например, как вы садитесь за стол. Вы никогда не выясняли, с какой ноги вы садитесь. Вы можете наблюдать за тем, что здесь у вас также имеется автоматизм. Вы связываете что-то с этим автоматизмом, чтобы это напоминало вам о вашей работе. Каждый раз, когда вы садитесь за стол, эта вещь сможет работать как фактор напоминания. Другой пример – когда вы умываетесь, вы потом берете полотенце. Посмотрите – какой рукой вы это делаете. Вы увидите, как вы действуете автоматически. Каждый раз, когда вы это видите, вы что-то делаете. Делайте это сознательно, возьмите его левой рукой, а не правой. Так вы будете устанавливать контакт со своей работой, чтобы вспоминать себя.
Еще пример: вы одеваетесь утром. Какой носок вы одеваете первым? Правый или левый? Вы не замечали? Теперь наблюдайте за этим. Вы обнаружите, что всегда начинаете с левого. Поставьте себе задание начинать с правого носка. И свяжите этот новый образ действия с напоминанием о вашей работе. Хотите вы этого или нет, вам приходится одевать носки. Если вы меняете то, как вы это делаете, вы вспоминаете себя. Потом вы находите что-то еще и т.д.
Потом, возможно, вы сможете вспоминать себя пять минут. Сейчас вы можете это делать только одну секунду. Мы пытаемся добиться пяти минут. Когда вы сможете это сделать, может быть, вы сможете отказаться от этого инструмента.

- Молчание –

Говорите. Говорите что-нибудь. Говорите об этом. Прицепитесь к этому. Здесь Чехович, и я хочу кое-что сделать.

Шеффер: Я хорошо понял все, что касается сохранения сконцентрированного состояния. Но не мог бы м-р Гурджиев объяснить больше о том, что фиксируется в конечностях?

Мадам де З.: На данный момент необходимо чувствовать путь, по которому что-то должно двигаться, и познакомить себя с этим путем.

Леметре: Не должно быть течения в разных центрах? Только нога и половые органы?

Г.: Это то же самое. Завтра вы будете делать это упражнение до конца. Постепенно у вас возникнет потребность в этом, вы будете использовать этот путь.

Мадам де З.: Это для тренировки, чтобы упражняться в чувствовании этих каналов. Вы должны узнать, по какому пути может проходить поток.

Г.: Это важно – знать эти пути. Позже мы будем говорить о станциях и развилках. Отсюда дотуда есть три станции. С каждой станции нужно двигаться в одном направлении, а не в другом. Если вы пойдете налево, а не направо, вы раздавите собаку или почувствуете запах канализации.

Годе: Путь по солнечному сплетению включает легкие и то, что внутри грудной клетки? Или нужно чувствовать этот путь?

Г.: Солнечное сплетение – это сфера. Мы не связываемся с органами. В солнечном сплетении много нервов, которые все вместе составляют мозг. Раньше все скопление было здесь (Г. указывает примерно на уровне диафрагмы). Но мы дегенерировали. Разброс не очень большой. Это разбросано по разным местам (Г. показывает на область грудной клетки от начала шеи, сзади от ключицы, и до уровня чуть выше грудины). Потом мы сможем изучать детали. Например, одна точка – это ваш аппетит, другая – ваша любовь, другая – спокойствие, все ваши импульсы. Как на электрической станции. Командный пост вашей внутренней жизни – там. Это как машина.

Шеффер: М-р Гурджиев говорит о путях, по которым проходит течение. А чтобы всасывать, как нужно это делать?

Г.: Представьте, что вы вбираете в себя воздух. Сознательно, если вы делаете это сознательно, вы чувствуете, что всасываете. Это тот же случай. Хорошее дыхание ведет к лучшему всасыванию. Хорошее всасывание ведет к лучшему дыханию.

Мадам де З.: Это делается все вместе.

Шеффер: То, что всасывается, концентрируется в легких?

Мадам де З.: Оно смешивается.

Г.: В то же время оно трансформируется. Есть миллион тонкостей. Много деталей. Это гораздо сложней, чем ваш автомобиль. Чувствуйте только эту сферу. Не манипулируйте. Ничего не делайте в этой сфере. Обращайте внимание только на движение одной сферы в другой.

Пледж: (Спрашивает о деталях дыхания)

Г.: Вы вбираете в себя воздух. На выдохе, обращайте внимание только на процесс течения. Дыхание становится автоматическим. Только вдох осознается. Я снова повторяю: приучите себя к этому; когда я говорю «сознательно», это значит, что вся инициатива идет от всех трех центров. В начале, чтобы лучше это делать, чувствуйте места этих трех сфер и мобилизуйтесь, чувствуйте, что всех исходит из них. Тренируйте себя. Потом, если вы заметите, что работаете только одним или двумя центрами, знайте, что это – не сознание. Есть только одно сознание, связанное с равной интенсивностью в трех местах.
Например, вот упражнение: «Я есть» - когда вы говорите «Я», вы чувствуете все три центра. Когда вы говорите «есть», вы тоже чувствуете все три центра, но по-другому. «Я» - это как если что-то вставало, поднималось с места. «Есть» - как если бы в трех центрах (местах) что-то садилось бы. Это – первоначальное объяснение. Вы понимаете?

Хоранд: (Спрашивает о границах сферы солнечного сплетения).

Г.: Это как в хирургии. (Г. показывает на эти области по бокам. До уровня диафрагмы, линия спускается по желудку и затем поднимается, объединяясь со сторонами).

Хоранд: Две линии остаются в сфере?

Г.: Нет. Только сфера. Я показал границу сферы. Когда линии входят в нее, они уже не имеют особого значения.

Лебо: Два пути объединяются до того, как входят в солнечное сплетение?

Г.: Нет. Они входят независимо. Потом они выходят также раздельно. Как в городе. Две улицы входят, две выходят.

Зубер: Если есть плохое напряжение на одном из двух путей, нужно ли отвлекаться на ослабление этого напряжения?

Г.: Не обращайте на это внимания. Делайте упражнение. Специально с этим ничего не делайте.

Машин: Плечи должны остаться в стороне?

Г.: Вы проходите только здесь (показывает путь около шеи, немного выше ключицы). Для плеч это позвоночник. Там находится командный пост.

Траколь: Я могу добиться ощущения солнечного сплетения и чувствовать, что мои чувства – не там. Поэтому я хотел бы лучше понять, что имеет в виду м-р
Гурджиев.

Г.: Это нормально. Если у вас есть ощущение вашего солнечного сплетения, вы уже мобилизовали место чувств. Оно занято. Вы не можете этого чувствовать. Вы не должны чувствовать этого, кроме как в ощущении. Если из этого места вы хотите почувствовать позвоночник, вы можете вновь перенести инициативу (толчок) оттуда, но вы не можете этого чувствовать. Чтобы это чувствовать, нужно, чтобы оно было спокойным и не функционировало.

Траколь: Тогда невозможно, чтобы все три центра присутствовали, когда у меня есть ощущение всех трех локализаций.

Г.: Нет.

Траколь: Тогда как я могу быть внимательным?

Г.: Нужно иметь ощущение трех вещей. Или видеть, или чувствовать их. То, что здесь важно – это контакт. В каждый момент. Вы наблюдаете разные формы контакта. В один момент, вы чувствуете. В другой момент – ощущаете. Вы могли бы видеть или угадывать, что там. Необходимо быть занятым все время, все время занимать себя этим требованием. Если вы хотите этого, если вы решили это, та часть вас, которую вы цените, вынуждена делать. В противном случае вы наказываете себя. Если вы этого не делаете, это вина вашей индивидуальности. Вы должны обучить вашу индивидуальность. Не давайте ей того, что она любит. Ничего ей не давайте. Вставайте у себя на пути во всем. Например, то, что вы делаете правой, делайте левой. Все, чтобы противодействовать ей. И ваша индивидуальность обнаружит себя в очень плохой ситуации. Хуже, чем в тюрьме.

Мадам де З.: Нет более тяжелого страдания.

Г.: Это трудно, но полезно.

                   перевод Антона Мочалина

Георгий Гурджиев

Гурджиевский клуб
Используются технологии uCoz