Беседы Георгия Гурджиева с учениками.

Париж 1941-1944

содержание



Встреча 28  (3 августа 1944)

Вначале делали упражнение, ожидая мистера Гурджиева. Гурджиев появился позже, стал говорить с мадам де Зальцманн.

Гурджиев: Мне было бы очень интересным узнать о вашем самовспоминании. Как продвигается эта Работа? Часто вы забываете? Это легко? Трудно или что-либо еще? Втянуты ли вы в жизнь и как часто практикуете его? Или не часто? Кто делает это? Как? Какую оценку вы даете самовспоминанию? Я бы хотел, чтобы кто-нибудь рассказал мне, как он ведет себя в отношении его (самовспоминания).

Вопрос: У меня было впечатление, что мое самовспоминание не является добровольным. Оно происходит со мной в определенные моменты. Я бы хотел делать его в моменты, когда это трудно и когда я не способен делать его.

Гурджиев: Не в этом дело. У вас есть задание вспоминать себя. Мы делаем его как задание. Вы понимаете?

Спрашивающий: Не очень хорошо.

Гурджиев: Вы забываете?

Спрашивающий: Иногда я нахожусь в хорошем состоянии и делаю его хорошо.

Гурджиев: Состояние – это одна вещь, а самовспоминание – другая. Это дело головы. Часто ли вы вспоминаете себя или часто забываете себя?

Спрашивающий: И то и это. Я часто делаю это в течение дня. Временами я решаю делать это как отдых и забываю. И также очень часто я делаю его без заранее принятого решения (спонтанно).

Гурджиев: Другими словами, вы забываете вспоминать себя, когда это необходимо; но когда это бесполезно, вы вспоминаете себя автоматически. Это вовсе не ваша цель. Нужно приучать себя к сознательному самовспоминанию. Вы не достигнете успеха, пока не будете выполнять задание вспоминать себя всем своим присутствием, например, в 4 часа, 5 часов, шесть часов и говорить «Я есть».

Спрашивающий: Я не понимаю, как можно помнить себя в жизни. При самовспоминании в лучших условиях, останавливая себя, успокаивая себя, я уже достиг лишь маленьких вещей с таким трудом, что могу сказать, что никогда не помню себя в жизни.

Гурджиев: Тогда вы ничего не делаете сознательно. Все, что вы делаете, вы делаете автоматически.

Спрашивающий: Тогда что же делать, сэр?

Гурджиев: Дайте себе задание: все или ничего. Если вы не сможете сделать этого, тогда вы ничто. Вы должны выполнить это.

Спрашивающий: Я делал это.

Гурджиев: Нужно принять задание помнить себя.

Спрашивающий: Но как помнить себя, если даже в самых благоприятных условиях я не могу этого делать?

Гурджиев: Чем хуже условия, тем лучше результат. Именно поэтому нужно это делать. Не считайтесь с условиями, принимайте во внимания моменты принятия решений. Каждые три часа вы должны полностью помнить себя. Вы входите в себя; вы чувствуете, что существуете всем своим присутствием, и это – это ваше задание. После этого вы все прерываете. Нельзя всегда помнить себя. Что имеет значение – так это то, что вы делаете это сознательно. За счет автоматического решения – оно ничего не стоит.

Спрашивающий: Я не понимаю, сэр, как вы хотите, чтобы я понял слово «сознательный», поскольку никогда...

Мадам де Зальцманн: Потому что вы решили заранее, намеренно решили – вы чувствуете, т.е. сознательно.

Спрашивающий: Но это слово не имеет никакого смысла для меня.

Мадам де Зальцманн: Намеренно, заранее.

Спрашивающий: Ощущение не сильно. Я уже делал нечто подобное.

Гурджиев: Ваше решение не сильно. Вы должны решать многие вещи. Вы должны привести себя в спокойное состояние – расслабленное – и в этом состоянии принять решение. Вы пытаетесь это. Десять раз, сотню раз вы провалитесь. Вы продолжаете. Вы стараетесь. Мало-помалу вы тренируете себя и добьетесь. Но не за счет одного усилия. Это очень маленькая вещь; но она – одна из наиболее важных. Вспоминайте себя сознательно. Сознательно. То есть за счет собственного решения. Вспоминать себя и в то же время собирать себя, проникать глубже в самого себя – это те условия. Если вы не можете продолжать делать это в течение долгого времени, пытайтесь делать это в течение короткого отрезка времени.

Спрашивающий: Я никогда не входил в глубь себя.

Гурджиев: С самого начала никогда?

Спрашивающий: Я не продвинулся.

Гурджиев: Вы не делали это. Вы уже поняли «сознательно» – вы сказали так себе. Тогда делайте это.

Спрашивающий: Почему я не преуспел, мистер Гурджиев?

Мадам де Зальцманн: Вначале вы должны делать это за счет собственного решения, не по случаю, не потому, что это случайно приходит вам в голову. Но вы приняли решение делать это в определенный момент, и вы делаете это.

Спрашивающий: Но я и так делаю это, подобно тому, как вы говорите.

Гурджиев: Вы делаете это плохо. Делайте это так же, как вы даете себе обещание быть здесь в 7 часов. Это пример. Если вы не делаете это подобно этому, то оно вообще ничего не стоит. Дайте себе обещание и делайте. Вы даете себе обещание помнить себя в определенный момент.

Спрашивающий: Я делаю почти так. Но я действую автоматически. Мое решение автоматически. Я не продвинулся в чувствовании себя человеческим существом.

Гурджиев: Вы должны выполнять упражнение, которое позволит вам быть более собранным. Учитесь собираться. Выбирайте моменты, которые кажутся благоприятными. Присядьте. Не позволяйте никому мешать вам. Расслабьтесь. Все ваше внимание – вся ваша воля – должна сконцентрироваться на вашем расслаблении. Успокойте ваши ассоциации. После – только после – начинайте думать.

Спрашивающий: Да. Я уже пробовал, но у меня не получается.

Гурджиев: Подождите. Не мешайте мне – не перебивайте. Вы никогда не делали так. Ваши объяснения доказывают мне это. После, когда вы успокоили ваши ассоциации, только тогда начинайте упражнение – сознательно, со всем вниманием, изо всех сил.

Мистер Гурджиев обсуждает упражнение.

Вот как нужно выполнять упражнение. После отдохните и пошлите упражнение к черту. Повторите его снова вечером. Это упражнение сделано специально, чтобы позволить достичь собранного состояния. Это первое упражнение. Его трудно освоить с первой попытки. Нужно заставлять атмосферу оставаться внутри ее границ – не позволять ей идти дальше, чем следует. Это первое упражнение для того, чтобы собраться. Это упражнение я дал каждому. Никто не понял, ни что такое собранность, ни что такое уделять внимание.
Я это увидел по тому, как вы говорите. Если бы вы продвинулись в его выполнении, то вы бы достигли по-настоящему хорошего состояния, и вы бы смогли за счет своей воли войти полностью в себя.
Когда вы говорите «Я есть», вы почувствуете, что вы в себе, вы почувствуете целостность тела – эхо от «Я» – и когда вы скажете «есть», у вас будет полное ощущение, что вы – это вы. Но если вы будете делать в течение десяти лет «Я есть», «Я есть», «Я есть», это никуда вас не приведет, кроме как в кандидаты в сумасшедший дом. Делайте или это, или ничего. Начинайте все с этого упражнения. Это первое упражнение для вспоминания себя.

Спрашивающий: Точно ли я почувствую эту атмосферу без всяких сомнений – без того, чтобы спрашивать себя, не является ли это воображением, потому что так я делаю все упражнения. Я иду, иду, а затем останавливаю себя. Я спрашиваю себя, не является ли это все воображением. Я больше не хочу воображать.

Гурджиев: Вы еще не делали это упражнение. Делайте его. Только тот, кто делает, может судить о результатах в себе.

Спрашивающий: Я делал его, мистер Гурджиев давал его (указывает на того, кто спрашивал первым).

Гурджиев (1-му Спрашивающему): Я давал его вам? Какие вы получили результаты?

Спрашивающий: Вспоминание было лучше. Я лучше почувствовал «Я».

Гурджиев: Вам его не хватало?

Спрашивающий: Да, но интенсивность вспоминания во мне убывает очень быстро.

Гурджиев: Вы действительно делали его регулярно в течение долгого времени?

Спрашивающий: Я не делал его в течение долгого времени.

Гурджиев: Вы делали его в течение нескольких дней?

Спрашивающий: Не дольше.

Гурджиев: Я не понимаю, как оно может ослабляться? Если вы в состоянии вспоминания – половина вашего внимания должна быть сконцентрирована на «Я есть», а другая половина должна контролировать удержание этого состояния. Ваша голова играет роль полицейского. Она следит за вами, охраняет ваше состояние. «Я есть» другой частью внимания. А другая часть наблюдает.

Спрашивающий: Но энергия контроля повышается, а затем спадает.

Гурджиев: Вы не делали это так, как я сказал вам. Половина вашего внимания должна наблюдать – но вы позволяете уйти ассоциациям. Ваши мысли выстроились на парад в Париже. Они идут в другую страну. Ваша атмосфера – ваше воображение покидает вас, а вы остаетесь с вашим автоматическим вниманием. Если вы делаете это так, тогда нормально, что она уменьшается. Нужно делать тысячу и тысячу раз то, что я говорю.

Спрашивающий: С другой стороны, я заметил, что мое самовспоминание лучше, если оно делается не так часто.

Гурджиев: Это маленькая вещь. Прежде всего приучите себя оставаться в собранном состоянии. Это то, что вам не хватает. То, что вы говорите, – маленькая вещь. Если вы сделаете то, что я вам говорю, вы будете способны делать в тысячу раз больше.

Спрашивающий: Мистер Гурджиев, я заметил, что если я достигаю очень интенсивного самовспоминания, когда делаю упражнения, тогда в обычной жизни происходит обратное: если я пытаюсь играть роль или вспоминаю себя, когда нахожусь в кругу других людей, результат намного более поверхностный.

Гурджиев: Я объяснял это тысячу раз. Вы никогда не должны использовать в жизни результаты работы до тех пор, пока эти результаты не зафиксировались в вас. Ничего не используйте, ни на что не надейтесь.

Мистер Гурджиев говорит по-русски с мадам де Зальцманн.

Спрашивающий: Нужно ли ограничить себя лишь упражнениями или нужно также играть роль?

Гурджиев: Также. Человек, который работает всегда, ищет средств, чтобы делать. Если вы встречаетесь со многими людьми, вы можете извлечь из этого большую пользу. Это позволит в вас вырасти нечто, если вы будете делать все хорошо.

Спрашивающий: Что значит играть роль? Значит ли это вести себя на людях так, как будто не работаешь?

Мадам де Зальцманн: Мистер Гурджиев говорил это сотни раз: внутренне не отождествляться, внешне делать все, как и раньше, как будто ничего не случилось; но сознательно, вместо того чтобы позволить себя увести.

Гурджиев: А делать так, чтобы никто не заметил никакой перемены в вас, и то, что вы делаете некую внутреннюю работу. Важная работа для вас – это пытаться не отождествляться. Внешне вы продолжаете делать то, что требуется жизни. Но вы играете роль. Что занимает вас целиком – так это ваша внутренняя работа. Чтобы быть способным работать, нужно не быть отождествленным внутренне. Внешне делайте все ваши обязательства. Но не выходите из себя; играйте роль. Сознательно делайте все то, что вы должны делать.

Спрашивающий: Я пережил в самовспоминании нечто, которое, как я думаю, не ново. Я пережил более интенсивное ощущение в смысле сильного утверждения.

Гурджиев: Что вы имеете в виду?

Спрашивающий: Я имею в виду, что мое самовспоминание изменилось в этом смысле. Затем внезапно мне показалось, что я лишился всей моей энергии, стал пустым. И я спал, как сонная масса.

Гурджиев: Нет, подождите. Я хочу перевести ваше слово.

Спрашивающий: Утверждение? (Affirmation).

Гурджиев: Что? Что оно делает?

Спрашивающий: Добровольный импульс более сильный.

Георгий Гурджиев

Гурджиевский клуб
Используются технологии uCoz