Беседы Георгия Гурджиева с учениками.

Париж 1941-1944

содержание



Беседа 20 (16 января 1944 г)

(Для некоторых учеников описывается вторая часть Упражнения №1, а также происходит знакомство с несколькими новичками и даются им советы)
Люк: Упражнение, состоящее в требовании у тела субстанций, необходимых, чтобы  придать лицу выражение доброты, справедливости, честности, беспристрастия и разумности, заставило меня пересмотреть определения всех этих терминов, и особенно честности. Каково значение честности: это баланс между тем, что мы берем и что мы отдаем в ответ? Я был более удовлетворен, когда получал меньше и чувствую себя в затруднении теперь, в более удобной и легкой ситуации.

Гурджиев: Я понял ваш вопрос. Но продолжайте.

Люк: Я сомневаюсь в своей честности, даже если я отдаю три четверти заработанных денег. Мне хотелось бы, чтобы моя жизнь основывалась на таких принципах, чтобы мой способ заработка мог быть очищен.

Гурджиев: А теперь вы можете (коротко) сформулировать вопрос?

Люк: Каким образом можно понять, что честен?

Гурджиев: Есть такой принцип, критерий: когда вы даете самому себе слово что-то сделать и делаете это, у вас появляется некоторое чувство удовлетворения. Именно это чувство довольства собою показывает вам, что вы честны. Вам знакомо такое чувство?
Люк: Да. Но сейчас в обыденной жизни мне приходится делать все больше трюков и это беспокоит меня.

Гурджиев: Такова внешняя жизнь. Вы делаете это для них. Я говорил уже, что вы должны стать абсолютным эгоистом, хорошим эгоистом. Ради будущего альтруизма. Сегодня вы не можете многого дать окружающим, и если вы попытаетесь, вы не сможете изменить себя, вы останетесь таким, каким были. Вы должны принести даяние другому в жертву. Но вы должны дать себе слово, что в будущем возместите ему десятикратно. Так вы найдете компромисс. У вас есть два ключа, два принципа: удовлетворенность собой и обещание позже отдать гораздо больше. Внешне человек играет свою роль в соответствии с ситуацией, а внутренне не отождествляется. Если в вас идет внутренняя работа, природа поможет вам. Для работающего человека природа – сестра милосердия; она дает ему то, что нужно для работы. Если для работы вам нужны деньги, они потекут к вам со всех сторон, даже если вы ничего не будете делать для этого. А в другом случае природа отнимет все ресурсы, если это нужно человеку для его работы. (Обращается к Симону) – Вы понимаете? Имей вы деньги в определенный вечер, вы пошли бы в кафе, но у вас нет, и вы остались дома и работаете. Природа разумнее вас; она лучше знает, что вам нужно и каковы наилучшие условия для вашей работы; и если вы работаете, природа призывает сознательных духов, которые создадут для вас  все нужные условия. Для обычного человека, для того, кто не работает, нет ничего кроме случайности. Но для работающего природа дает через сознательных духов всё, что ему нужно.

Филипп: Сказанное только что вами дало мне больше, чем все упражнения. В этот момент я чувствую, что такое дух. Я чувствую жизнь во мне. Теперь я понимаю, что должен делать. Я должен отказаться от всей моей «шкалы». Я должен отвергнуть обязательства, дать себе слово относительно малых вещей, но не больших, которые слишком далеки от меня.  

Гурджиев: Есть закон, который очень просто сформулировать. Человек должен держать данное им слово, во всех случаях, что бы не произошло. Это абсолютный приказ. Если вы дали слово в определенное время прийти и встретиться со мной, то, пусть вас режут на куски и убивают, вы должны прийти. Малое дело, но, может быть, связанное с делами большими, о которых вы не знаете. Если вы не придете, это может обойтись в миллион франков. Это может расстроить встречи, назначенные после вашей; потом может понадобиться менять что-то еще, и так далее, цепь событий, которые вы не можете предвидеть. Если нельзя выполнить одно малое дело, то и большие дела невозможно выполнить. С большими делами легче: они далеко от вас и вы лишь время от времени сталкиваетесь с ними, когда вам это приятно. Но малые дела все время перед вами, хотите вы этого или нет. Попробуйте вначале держать слово относительно малых вещей. Не относительно всего, потому что данное слово надо держать, и вы должны знать, что способны на это. Делайте малые дела, которые можете делать.

(После ленча Гурджиев упрекает Т. за невыполнение им как распорядителем обязанностей и поручений)

Гурджиев: Это маленькое дело, но если кто-то поймет, как нужно выполнять свои обязанности в жизни, для него это станет большим делом. Здесь не один аспект, но семь. Если у вас есть семь обязанностей и вы хорошо выполняете одну, прочие шесть, возможно, автоматически хорошо сделаются. Вы пренебрегли одним, пусть в первый раз в жизни – общий результат плох. К примеру, если вы приняли обязанности распорядителя (встречи), вы должны следить за всеми деталями. Забудьте всё, даже своего Бога, но обеспечьте точность выполнения всех деталей. Если вы распорядитель - ничего не существует, кроме этого, пусть бы вы ворочали миллионными делами. Про эти дела забудьте. Хорошо делайте то, что должны делать. Когда дойдет до ваших миллионных операций, вы таким же образом займетесь ими. Рассматривайте не один аспект, но семь, и все пойдет хорошо. Если один аспект нехорош, все плохо. Приучите себя хорошо делать все дела в нужное время, и параллельно этому, вы выучитесь всё делать хорошо. Вы здесь – принесите в жертву все иное. Все ваше присутствие, все ваши мысли, все ваши ассоциации должны быть перенесены на дело, составляющее вашу работу. Если вы хорошо делаете то, что должны делать, в туалете, вы сможете также хорошо выполнять все, что должны делать в церкви. Если вы плохо делаете ваши дела в туалете, вы и в церкви ничего хорошего не сделаете. Во всех ситуациях обыденной жизни вы должны выполнять все обязанности, даже обдумывать их за две или три недели, и не проваливаться. У вас есть время. Думайте обо всем, подготавливайте все. Вы вечно теряете время. С такой внешней организацией человеку далеко не уйти.

В: Можно спросить?..

Гурджиев: Зачем делать муху из слона? Если у вас есть вопрос, задавайте. Это моя специальность – говорить, говорить и говорить. Помогите мне остановить мою говорильную машину. Спрашивайте.

В: (о поисках Бога, борьбе и сомнениях в этом)

Гурджиев: Я уже отвечал на такой же вопрос. Я сказал: если у вас нет идеала, если вы не верите в Бога, мать, отец, учитель могут послужить вам идеалом.

В: У меня есть идеал, я всегда был католиком. Но я больше не вижу Иисуса Христа привычным мне образом.

Гурджиев: Католицизм был хорош в начале, не в конце. Они искали полдень в два часа; они все разбавили. В начале он был выше православия и прочих религий.

В: Я не могу вернуть веру детских лет.
Гурджиев: В этом нет нужды. Вы потеряли эту возможность. Теперь вы не дитя, вы уже взрослый. Вам нужно обрести логику и не искать автоматически. Невозможно иметь прямой контакт с Богом. Миллионы и миллионы ничтожеств желают иметь связь с мистером Богом напрямую. Это невозможно. Но вы можете подключиться к этой линии. То, что вы делаете здесь, изменило ли оно ваш внутренний идеал – с тех пор, как вы начали принимать участие в наши разговорах? (Да) Тогда, может быть, вы доверяете тому, кто находится здесь сейчас? (Да) Тогда он может послужить вам учителем, в данный момент.

В: Меня это не полностью удовлетворяет. Я желаю чего-то иного.

Гурджиев: Тогда составьте программу. Вы не знаете, чего хотите. Я хочу, чтобы вы поняли – близкие вам люди, отец, мать, учитель – могут стать вашим идеалом вместо Бога. Забудьте настоящего Бога. Такой, как вы, не может войти в контакт с Богом. Когда вы вырастете, может быть, но сейчас вы среди миллиона ничтожеств. Пока примите идеалом то, что ближе всего, и потом можете молиться Богу, потому что у этого человек тоже есть идеал, этот идеал тоже имеет свой идеал, и так до Бога. Бог далеко, много ступеней надо пройти, чтобы достичь его, так что не думайте о Нем. Ваш идеал будет вам Богом. Потом вы сможете иметь другой идеал.

Мадам де Зальцманн: Бог слишком далеко. Вы слишком малы для прямого контакта с ним. Только то, кто прямо над вами, может стать вашим Богом. Он – Бог, который тоже имеет Бога. Это лестница, все время есть что-то сверху. Каждая ступень ведет к следующей, и вы получаете ответы по цепочке.
Гурджиев: Вы не можете напрямую молиться Богу. Вы воображаете, но впустую теряете время. Отсюда приходит психопатия. Как у монаха. Он прямо говорит «Боже». Он делает вот так (показывает) и шестьдесят лет спустя пропадает как пес, так ничего и не получив. Он прямо хочет Бога. Никто не видел Его, ибо суров закон контактов. Этот закон действует повсюду. Вы встретитесь с вашим Богом, если почувствуете себя ведомым в правильном направлении, по хорошему пути, например, ведомым мадам де Зальцманн. Тогда она станет вашим Богом. Она не Бог, но на первой ступени побудет Им. Вы сможете вступить в контакт через нее; пусть все ваши молитвы и добрые намерения проходят через нее, и это само по себе установит контакт со следующей ступенью. Затем третья ступень - и, наконец, возможно, ваши молитвы достигнут истинного Бога. Это как на телеграфе: вы посылаете телеграмму своему родственнику, живущему под Лионом. Сначала из Парижа до Лиона, затем в другой городок, затем в деревню, и наконец в дом вашего родственника. Постепенно, и это требует времени.
В: (о несправедливости) 

Гурджиев: Вы знаете, «Справедливость» - большое слово, это великая вещь в нашем мире. Объективные вещи не похожи на маленьких микробов, они действуют в соответствии с законом, так, как закон заставляет их поступать. Вспомните: что посеешь, то и пожнешь. Не только люди пожинают, но также семьи и нации. Часто случается так, что все происходящее имеет причиной нечто, совершенное отцом и дедом.

Следствие приходит к вам, сыну и внуку, именно вам предстоит разобраться с ним. Это не несправедливость, это большая честь для вас; это станет способом, каким вы сможете урегулировать прошлое вашего отца, деда и прадеда. Если в юности приходит неудача, значит, кто-то принес ее – и вам придется пожинать. Он умер, и другой живущий на земле пожнет. Не надо эгоистически смотреть на себя. Вы звено в цепи вашей крови. Гордитесь, это почетно – быть таким звеном. Чем больше вам приходится исправлять прошлое, тем больше у вас угрызений совести. Вы преуспеете в воспоминаниях всего того, что вы сделали в прошлом неправильным образом. Дела, которые вы делали НЕСПРАВЕДЛИВО, умертвили вашу бабушку. Так вы обретете в десять раз больше угрызений, и соответственно возрастет ваша ценность. Вы же не ослиный хвост. У вас есть ответственность, семья. Вся ваша семья, прошлая и будущая, зависит от вас. Весь ваш род зависит от пути, которым вы исправляете свое прошлое. Если вы исправляете за всех, хорошо. Если не исправляете за всех – плохо. Вы видите свою ситуацию. Логически, вы поняли, что такое Справедливость?

Справедливость не интересуют ваши мелкие делишки и невыкупленные залоги, она занята большими делами. Идиотизм – думать, что Бог думает о мелких делах. Так же и со Справедливостью. Справедливость не занимается всем этим, и в то же время ничто на земле не делается без нее. Ищите причины. Вы обязаны принять позицию ответственности за линию вашей крови; вам нужно больше работать над исправлением прошлого. Все это трудно понять сразу же.

В: (спрашивающий говорит, что не может качественно работать, его ничто не удовлетворяет, его мучает совесть)

Гурджиев: Невозможно сделать все сразу, нужно искать. Начните с малого. Когда просыпаетесь, осознанно вспомните, что должны сначала надеть левый носок, а не правый; напомните себе это. Сначала мойте левое ухо, а не то, которое привыкли. Составьте программу. Обязательно появится или муха, или еще что-то, чтобы мешать вам выполнить эту программу. Но, даже если вокруг огонь, делайте как я сказал. Затем, когда выходите на улицу, вместо того чтобы посмотреть в окно налево, на приятную вам блондинку, смотрите в окно направо, на брюнетку. И так далее. Если вы не преуспеете в этих попытках, больше об этом не говорите. Если сумеете, можете задать свой вопрос снова, и я отвечу, объясню еще тысячу деталей.

В: В основании всех моих негативных эмоций лежат две вещи: с одной стороны, мое мнение о себе, с другой стороны, некий страх. Когда я преуспеваю в осознании моей ничтожности, мнение о себе меняется и более не мешает мне, но вот страх растет, вызывает негативные эмоции и не дает сопротивляться. Я не нахожу средств бороться со страхом.

Гурджиев: Нужно решить: «Всё или ничего». Это просто: всё или ничего. Когда вы увидите свою прошлую ничтожность, решайте: или вы хотите переделать вашу ничтожность во ЧТО-ТО, или вы погибнете. Если вы решите: всё или ничего – ваш страх станет менее значительным. Если решите погибать… это другой вопрос.  Вы не боитесь? (Нет) Тогда страх – ничто. Тогда есть средства для ликвидации страха. То, что вы говорили о самомнении – это фуфу. Ваш отец был фуфу. Так какое мнение вы можете иметь? Вы ничто, дерьмо. Вы должны понять это. Какое мнение может у вас быть, объективно говоря? Вы ничего не можете делать. Одно воображение. Вы даже сигарету изготовить не можете. Вы должны решать в пределах своей ничтожности. Всё или ничего – вот что избавит вас от страха. Или что-то произойдет, или вы умрете как собака. Вы не должны существовать, такой, как сейчас. Вы источник зла в мире, для ближних и для всех. Или вы должны перестать существовать в качестве такого источника, обрести реальную индивидуальность, или – погибнуть. Всё поняли? Это новая «Справедливость», новый ее наряд. Теперь у нее пояс и шляпа – высокая шляпа.

                                                                                    перевод Эдуарда Ермакова

Георгий Гурджиев

Гурджиевский клуб
Используются технологии uCoz